Главная

Как рассказывать детям о наследии

Одной из главных общемировых тенденций последних лет стало активное вовлечение как можно более широкого круга лиц в дело сохранения культурного наследия. Особое внимание при этом уделяется работе с детьми, ведь именно от них зависит будущее наших памятников. Несмотря на важность и очевидную пользу просвещения юных умов, существует не так много материалов, которые могут помочь в данном вопросе. О некоторых из них мы расскажем в настоящей статье.

Все имеющиеся материалы можно условно разделить на три большие группы. К первой из них относятся обучающие пособия о том, как говорить с детьми о наследии. В 2006 году филиал Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей в Саудовской Аравии (ICCROM) опубликовал практическое руководство для школьных учителей «Введение в сохранение памятников и исторических городов» (“IntroducingYoungPeopletotheProtectionofHeritageSitesandHistoricCities”). Пособие рассчитано на детей в возрасте 9-12 лет и ориентировано, в первую очередь, на арабский регион. Однако поскольку в нем рассматриваются общие вопросы: что такое наследие, в чем заключается его ценность, что такое реставрация и устойчивое развитие, как влияют памятники и туризм на местных жителей, оно может быть полезно и для более широкой аудитории.

Примером подобной работы на русском языке является книга «Сохранить как… Культурное наследие», опубликованная Новгородским музеем-заповедником в 2020 году. Существенное отличие заключается в том, что данное пособие рассчитано для самостоятельного изучения. В нем в игровой форме с помощью вымышленных персонажей рассказывается, кто, как и зачем сохраняет историю, почему так важно заботиться о древних памятниках, что такое объект культурного наследия и как измерить его ценность, что изучают археологи и какие памятники сохранились в Великом Новгороде. Помимо общих понятий авторы разбирают узкоспециальные термины: «историко-культурная экспертиза», «зоны охраны», «приспособление для современного использования», - что ограничивает аудиторию детьми среднего и старшего школьного возраста.

Сохранению наследия Санкт-Петербурга и Ленинградской области был посвящен специальный выпуск журнала «Вестник. Зодчий. 21 век» - «Юный зодчий» (№ 1(66)/2018). В сборнике были представлены статьи специалистов, которые наряду с общими вопросами: чем занимаются архитекторы-реставраторы, как устроена система охраны памятников в России и в мире, рассказывали о различных аспектах нашего города: о его градостроительной и планировочной структуре, памятниках деревянной архитектуры, загородных резиденциях и последних открытиях. Это сближает данное издание со второй группой материалов, объединяющей обширную литературу о конкретных объектах или культуре определенного периода.

Помимо многочисленных энциклопедий («Сто чудес света», «Архитектура мира»), научно-популярных изданий («Искусство Древного мира»), в последнее время появляется все больше работ, показывающих юным читателям, что прошлое гораздо ближе к нам, чем кажется, и может скрываться за вполне привычными вещами: под обоями в старой квартире (А. Литвина, А. Десницкая. «История старой квартиры») или за окном поезда (А. Литвина, А. Десницкая. «Транссиб. Поезд отправляется»). Наряду с рассказом о конкретных фактах, явлениях и объектах, такие книги развивают любознательность и интерес к собственной культуре.

Способы приобщения детей к сохранению наследия не ограничиваются только печатными изданиями, и включают практические занятия (курсы «Маленький реставратор» Российской ассоциации реставраторов и Центра мультимедиа Русского музея), мультимедийные (мультипликационные фильм «Код Петербурга», подготовленный КГИОП) и интерактивные материалы (карты-квесты по Санкт-Петербургу и Москве от издательства «Самокат»).

“Introducing Young People to the Protection of Heritage Sites and Historic Cities” https://www.iccrom.org/sites/default/files/2017-12/iccrom_09_manualschoolteachers_en.pdf

Специальный выпуск журнала «Вестник. Зодчий. 21 век» - «Юный зодчий» zodchiy 1(66)2018 (zodchiy21.ru)

Проект «Маленький реставратор» https://vk.com/lilrestorer

Мультипликационный фильм «Код Петербурга» https://www.youtube.com/watch?v=P3W8clhGTEo

 

Как рассказывать о наследии детям 3 1 1

 

Как рассказывать о наследии детям 3 2 1

Как рассказывать о наследии детям 3 3 1

Как рассказывать о наследии детям 3 4

Как рассказывать о наследии детям 3 5 1

Как рассказывать о наследии детям 3 6

Additional information